RSS

Городской портал госуслуг

Московский трамвай

За последние тридцать лет в более чем двухстах европейских столицах и крупных городах мира восстановлены трамвайные сети или построены трамвайные системы нового поколения. В Берлине, Праге, Риме, Будапеште и других городах проводятся масштабные мероприятия по реконструкции и совершенствованию действующих трамвайных систем. Не отстает от этих мировых тенденций и Москва. Объявленная Правительством Москвы политика приоритета общественного транспорта в числе других мероприятий предусматривает проведение реконструкции действующей трамвайной сети и строительство новых трамвайных линий. Преобразования коснутся как подвижного состава, так и инфраструктуры трамвая.

Городской трамвай нового поколения обеспечит повышение скорости сообщения, повышенный уровень комфорта, удобство для пассажиров с детскими колясками, пожилых людей, инвалидов. Привлекательный дизайн вагонов отлично вписывается в стиль мегаполиса и отвечает современным требованиям транспортной эстетики.

Городской трамвай нового поколения позволяет перейти на более высокий уровень качества транспортной услуги за счет следующих решений:

  • приобретение современного комфортного подвижного состава с низким уровнем пола (эксплуатирующиеся в настоящее время трамвайные вагоны морально устарели, не отвечают современным требованиям комфорта, имеют высокий уровень пола, а на большинстве вагонов применяются ходовые тележки, конструкция которых разработана ещё в 1934 году);
  • внедрение системы приоритетного проезда перекрёстков, при которой автоматическая система управления дорожным движением включает разрешающий сигнал светофора трамваю при его приближении к пересечениям с улично-дорожной сетью (в настоящее время более 30% времени движения по маршруту теряется при проезде трамваем регулируемых перекрестков в связи с отсутствием системы приоритетного проезда);
  • снижение уровня шума при движении трамвайных вагонов за счет использования трамвайных путей современной шумо- и вибропоглощающей конструкции;
  • внедрение новой системы оплаты проезда на трамвае, которая обеспечит посадку и высадку пассажиров через все двери вагона без использования турникета (в настоящее время посадка производится только через переднюю дверь, что вызывает дискомфорт пассажиров, не обеспечивает должный уровень безопасности и значительно увеличивает время простоя вагонов на остановках, а следовательно приводит к увеличению времени поездки);
  • управление движением трамваев через единый диспетчерский центр с помощью системы спутниковой навигации для оперативного решения возникающих проблем в движении вагонов по маршрутам;
  • уменьшение интервалов движения и снижение времени в пути за счет достижения средней маршрутной (коммерческой) скорости движения 15-23 км/ч (в настоящее время коммерческая скорость в среднем составляет 13 км/ч);
  • В настоящее время Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы предусмотрено выполнение серии мероприятий по совершенствованию и развитию трамвайной сети города для обеспечения условий ускоренного движения трамвая нового поколения, включая вышеперечисленные.

В соответствии с программой развития транспортной системы города Москвы до 2017 года ДТиРДТИ запланировано восстановление некоторых ранее снятых трамвайных линий, а также строительство новых линий современного городского трамвая, в том числе:

  • район Северный – платформа «Лианозово» – метро «Алтуфьево» – метро «Медведково»;
  • Чертановская улица – метро «Пражская» – район Бирюлёво Западное – район Бирюлёво Восточное – 6-й микрорайон Загорья;
  • улица Академика Королёва – метро «Дмитровская»;
  • Курский вокзал – шоссе Энтузиастов – район Ивановское

Следует отметить, что речь идет о городском трамвае нового поколения (не скоростном), линии которого проложены преимущественно в наземном исполнении, со средним расстоянием между остановками 400-600 метров (против 1000-1500 метров у скоростного трамвая). В условиях сложившейся городской застройки запуск скоростных линий трамвая потребовал бы строительства большого количества сложных инженерных сооружений – тоннелей и эстакад, обеспечивающих полное обособление трамвайной линии от улично-дорожной сети. Это отрицательно сказалось бы как на сложившемся за многие годы и привычном жителям архитектурном облике районов Москвы, так и на итоговой стоимости данных проектов, реализация которых предполагается за счёт средств городского бюджета.

Посадочные платформы для маломобильных пассажиров оборудованы ограждением от проезжей части дороги, специальными пандусами для инвалидов-колясочников, и расположены вблизи пешеходных переходов. Уровень поверхности посадочной платформы приравнен к нижней ступеньке дверного проёма трамвайного вагона, а также адаптирован для всех низкопольных трамвайных вагонов нового поколения. Cейчас таких платформ насчитывается более 60. Платформы построены на 17-м маршруте (Останкино - ВДНХ - Медведково), на участке 13-го маршрута (метро Красносельская - Преображенская площадь), а также у станций метро "Сходненская" и "Щукинская" и на остановке трамвая "Покровские ворота". В 2014 году планируется построить 27 таких платформ в районах Щукино и Строгино, а также на других трамвайных линиях.